Концертная программа прославленного ансамбля «Солисты Москвы» включает шедевры камерной музыки, охватывающие временной период почти в два столетия. Это путешествие по музыкальной истории позволяет проследить не только стилевые изменения, но и то, какое многообразное претворение получали камерные жанры. Творения молодых и совсем юных гениев соседствуют на равных с опусами зрелых мастеров, объединённые выдающимися художественными достоинствами.
К числу первых относятся сочинения Моцарта, Перголези и Россини. Дивертисмент № 3 фа мажор написан пятнадцатилетним Моцартом, к тому времени уже покорившим своими музыкальными способностями всю Европу. Популярный жанр, в переводе означающий «увеселение», был своего рода лёгкой музыкой, сопровождавшей различного рода развлекательные мероприятия в помещении или на открытом воздухе. Моцартовские дивертисменты отличаются неистощимой изобретательностью, остроумием и жизнерадостностью: выходя из-под пера талантливого композитора, даже безделушка превращается в произведение искусства.
Блестящим примером этого служит и Третья соната для струнных двенадцатилетнего Россини, крайние части которой отмечены искрящейся лёгкостью, которую Пушкин вскоре назвал «брызгами шампанского». Молодой Перголези, ставший создателем комической оперы, обратился к духовному сюжету о скорбящей матери Христа, узнав о том, что дни его сочтены по причине неизлечимого недуга — чахотки. И хотя композитор заканчивал Stabat Mater уже на смертном одре, печаль его музыки светла: чувствительный «галантный» стиль, трогательная проникновенность вокальной лирики вскоре обеспечили кантате широкое признание.
Томный и сумрачный тембр альта привлёк особое внимание представителей романтического направления в музыке. Ноктюрн Чайковского и Романс Бруха — прекрасные «песни без слов», в которых солирующий альт поёт подобно трубадуру под окном своей возлюбленной, а струнный оркестр ему аккомпанирует.
Завершающая вечер Серенада Чайковского суммирует впечатления этого путешествия во времени, поскольку в ней соединяются традиции двух столетий русской и европейской музыки: характерные черты инструментального письма Моцарта (I часть), романтические жанры вальса и элегии (II и III части) и финал «в народном духе» на тему русской плясовой «Под яблонькой».
Надежда Кулыгина