Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Концерт камерного ансамбля «Солисты Москвы»

Дирижёр — Юрий Башмет


ИСПОЛНИТЕЛИ:

Анастасия Кикоть
Юрий Башмет (альт)
Камерный ансамбль Солисты Москвы
Дирижёр — Юрий Башмет

ПРОГРАММА:

I отделение

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Дивертисмент № 3 фа мажор, К. 138 (1772)

Джованни Перголези (1710–1736)
Кантата Stabat Mater («Стояла мать скорбящая») (1736)
Арии № 2 «Сердце, полное волненья» и № 6 «Дорогого видит Сына»

Макс Брух (1838–1920)
Романс фа мажор для альта и струнных, соч. 85 (1911)

Джоаккино Россини (1792–1868)
Соната для струнных № 3 до мажор (1804)

II отделение

Пётр Чайковский (1840–1893)
Ноктюрн ре минор для альта и струнных (1873)
Серенада для струнных до мажор, соч. 48 (1880)

О концерте

Концертная программа прославленного ансамбля «Солисты Москвы» включает шедевры камерной музыки, охватывающие временной период почти в два столетия. Это путешествие по музыкальной истории позволяет проследить не только стилевые изменения, но и то, какое многообразное претворение получали камерные жанры. Творения молодых и совсем юных гениев соседствуют на равных с опусами зрелых мастеров, объединённые выдающимися художественными достоинствами.

К числу первых относятся сочинения Моцарта, Перголези и Россини. Дивертисмент № 3 фа мажор написан пятнадцатилетним Моцартом, к тому времени уже покорившим своими музыкальными способностями всю Европу. Популярный жанр, в переводе означающий «увеселение», был своего рода лёгкой музыкой, сопровождавшей различного рода развлекательные мероприятия в помещении или на открытом воздухе. Моцартовские дивертисменты отличаются неистощимой изобретательностью, остроумием и жизнерадостностью: выходя из-под пера талантливого композитора, даже безделушка превращается в произведение искусства.

Блестящим примером этого служит и Третья соната для струнных двенадцатилетнего Россини, крайние части которой отмечены искрящейся лёгкостью, которую Пушкин вскоре назвал «брызгами шампанского». Молодой Перголези, ставший создателем комической оперы, обратился к духовному сюжету о скорбящей матери Христа, узнав о том, что дни его сочтены по причине неизлечимого недуга — чахотки. И хотя композитор заканчивал Stabat Mater уже на смертном одре, печаль его музыки светла: чувствительный «галантный» стиль, трогательная проникновенность вокальной лирики вскоре обеспечили кантате широкое признание.

Томный и сумрачный тембр альта привлёк особое внимание представителей романтического направления в музыке. Ноктюрн Чайковского и Романс Бруха — прекрасные «песни без слов», в которых солирующий альт поёт подобно трубадуру под окном своей возлюбленной, а струнный оркестр ему аккомпанирует.

Завершающая вечер Серенада Чайковского суммирует впечатления этого путешествия во времени, поскольку в ней соединяются традиции двух столетий русской и европейской музыки: характерные черты инструментального письма Моцарта (I часть), романтические жанры вальса и элегии (II и III части) и финал «в народном духе» на тему русской плясовой «Под яблонькой».

Надежда Кулыгина

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)