В середине XIX века русское общество переживает национально-демократический подъём, на волне которого во всех областях искусства возникают новые прогрессивные явления. Группа молодых людей, страстно увлечённых музыкой, объединяется вокруг Милия Алексеевича Балакирева, ярко одарённого композитора и пианиста, харизматичного идейного «вождя» с твёрдыми принципами: развитие демократических традиций Глинки, создание искусства на основе русских национальных сюжетов и особенностей народной культуры.
Обладая профессиональными знаниями, Балакирев сначала был наставником своих друзей в их любительском сочинении музыки, но вскоре каждый из них стал вполне самостоятельной творческой личностью. При этом Александр Порфирьевич Бородин, академик Медико-хирургической академии, успешно работал в области химии; Цезарь Антонович Кюи сделал блестящую карьеру как военный инженер (профессор фортификации, инженер-генерал); Николай Андреевич Римский-Корсаков — морской офицер; Модест Петрович Мусоргский — гвардейский офицер, в 19 лет вышел в отставку, чтобы целиком посвятить себя музыке. Очень важную роль в деятельности балакиревского кружка играл великий русский критик Владимир Васильевич Стасов. Именно в его статье впервые появилось словосочетание «Могучая кучка», ставшее впоследствии столь распространённым: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».
Основой творчества балакиревцев была опера, но они развивали все направления русской музыки, в том числе, жанр камерного ансамбля. Одной из жемчужин русской инструментальной музыки является Второй квартет Бородина, посвящённый преданному другу — его жене, прекрасной пианистке. С первых звуков слушателя захватывает мягкое обаяние, чистота и возвышенность музыки квартета. Мелодическая красота достигает вершины в третьей части — Ноктюрне, как будто окутанном серебристым сиянием луны. Вторая, Скерцо (шутка), и четвёртая части квартета вносят оживление, юмор, игривость.
Квинтет для фортепиано и духовых Римского-Корсакова очень сложен технически и демонстрирует высокое мастерство композитора. При этом три части отличаются своей стилистикой: первая написана в духе классицизма Моцарта, вторая — романтическая, но с серединой — фугой на русскую песенную тему; финал ошеломляет блеском виртуозности.
Исполненные в концерте романсы «Где ты, звёздочка?» Мусоргского — в духе народной песни, романтическая баллада «Море» Бородина, его же кокетливо игривая «Красавица рыбачка», страстные вальсы Балакирева «Обойми, поцелуй…» и «Ты пленительной неги полна»; элегии-воспоминания об утраченной любви «Цветок засохший» Римского-Корсакова и «Желание» Кюи, его же зажигательное «Болеро» дадут представление о богатом спектре содержания и увлекательной мелодической красоте вокального творчества русских композиторов.
Зоя Гуменюк