Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Бетховен. Моцарт

Зарина Шиманская (фортепиано, Россия)
Симфонический оркестр
Приморской сцены Мариинского театра
Дирижёр — Миша Дамев (Швейцария)


ИСПОЛНИТЕЛИ:

Солистка — Зарина Шиманская (фортепиано, Россия)
Симфонический оркестр Приморской сцены Мариинского театра
Дирижёр — Миша Дамев (Швейцария)

В ПРОГРАММЕ:

I отделение

Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
Увертюра «Кориолан», соч. 62 (1807)

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Концерт для фортепиано с оркестром № 20 ре минор, KV 466 (1785)

II отделение

Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
Симфония № 7 ля мажор, соч. 92 (1812)

О концерте

Бетховен – родоначальник нового симфонического жанра программной увертюры. Увертюра «Кориолан» (1807) предназначалась для одноименной трагедии Г. И. фон Коллина, современника и друга Бетховена.
Генрих Йозеф фон Коллин (1771–1811) — поэт и драматург, ныне почти забытый, при жизни заслужил славу «австрийского Шиллера». Подобно другому великому драматургу — Шекспиру и, видимо, под влиянием его одноименной трагедии, Коллин заимствует историю римского полководца Кориолана из «Жизнеописаний» Плутарха. Для постановки трагедии на сцене театра в 1807 году Бетховен и написал ставшую знаменитой увертюру.
Композитор увлекся трагической фигурой Кориолана, обратившего свой талант военачальника и полководца против родного Рима. Изгнанный из города и охваченный жаждой мести, он приводит к стенам Рима огромное войско. Кориолан непреклонен к мольбам своих бывших сограждан, но уступая просьбам матери и жены, он опускает занесенный над родиной меч; гордый и непримиримый воин поражает себя этим мечом.
Инструментальная драма Бетховена с необычайной выразительностью передает все психологические коллизии трагедии. Противоречия, раздирающие душу Кориолана, отразились в главной теме, сочетающей страстный порыв и встающую на его пути преграду — резкие аккорды tutti. Мучительные противоречия, полные драматизма переживания оттеняются побочной темой — певучей и женственной; в ней слышатся интонации мольбы. Эмоциональная напряженность музыки достигает кульминации в репризе, когда вновь звучат могучие начальные аккорды увертюры. Они постепенно стихают, порывистый лейтмотив Кориолана умеряет свой бег и, обессиленный, растворяется в едва слышном pizzicato струнных.
В ряду героических бетховенских увертюр, воспевающих победоносную силу человеческого духа («Эгмонт», «Леонора»), увертюра «Кориолан» занимает особое место. Она рисует трагедию надломленного сознания. Надломленного, но непокоренного — в ней не угасая горит огонь Бетховена-Прометея.

Иосиф Райскин

Концерт № 20 ре минор для фортепиано с оркестром благодаря своему романтическому и страстному характеру принадлежит к числу самых популярных концертов Моцарта. Первая часть предвосхищает патетические страницы «Дон Жуана», третья — финал 40-й симфонии.
Партитура была окончена Моцартом 10 февраля 1785 года, а уже на следующий день композитор исполнял новое произведение в зале казино Мельгруб на открытии серии из шести концертов по подписке. Играть партию клавира, одновременно дирижируя, было его излюбленной формой появления на публике. Именно Моцарт в 1780-е годы совершил революцию, избавив фортепиано от роли аккомпаниатора (которую по традиции исполнял в оркестре клавесин и другие клавишные инструменты) и превратил его в настоящего солиста. Моцарт предназначал свои концерты для самой широкой публики. В письме к отцу он говорит: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно, не впадают в пустоту; кое-где сатисфакцию могут получить одни только знатоки — впрочем, незнатоки безотчетно должны быть довольны ими».

Анна Булычёва

Работу над Седьмой симфонией Людвиг ван Бетховен завершил весной 1812 года. Сочинение впервые прозвучало только 8 декабря 1813 года вместе с батальной симфонией «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории». После многих лет наполеоновских войн Австрия пребывала в победной эйфории, и новая симфония Бетховена как нельзя лучше соответствовала всеобщему настроению. Вскоре Седьмая заняла почетное место в «культурной программе» Венского конгресса.
Вагнер назвал Седьмую симфонию Бетховена «апофеозом танца». Действительно, она пронизана энергичными ритмами, и в ней нет ни одной по-настоящему медленной части. Музыка этой симфонии не движется от страдания к радости — радость царит в ней, начиная с первой части, и в финале достигает экстатической степени.
Партитура симфонии посвящена Бетховеном его другу и меценату графу Морицу фон Фрису, фортепианное переложение — императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I.

Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2017
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации