Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Рахманиновский цикл. Часть II

Денис Мацуев (фортепиано)
Дирижёр — Валерий Гергиев


ИСПОЛНИТЕЛИ:

Солист — Денис Мацуев (фортепиано)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижёр — Валерий Гергиев

ПРОГРАММА:

Сергей Рахманинов
Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль минор, соч. 40 (1926, ред. 1928, 1941)
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор, соч. 30

О концерте

Несмотря на огромную любовь к своей Родине, Рахманинов не смог принять Октябрьскую революцию и в 1918 году был вынужден эмигрировать. На чужбине композитору пришлось всё начинать «с нуля»: чтобы обеспечить семью, он выступал с гастролями практически без передышки. Времени (да и настроя) для сочинения музыки не было почти десять лет. Лишь в 1926 году Рахманинов возвращается к начатому ещё в России Четвёртому фортепианному концерту. Его премьера состоялась в Америке 18 мая 1927 года в исполнении автора и оркестра под управлением Леопольда Стоковского. Произведение получило довольно холодный приём: ожидания публики, помнящей задушевную лирику Второго и Третьего концертов, не вполне оправдались. Музыкальный язык композитора стал суше и графичнее, появились интонации сарказма и насмешки, что, по сути, было неизбежным следствием неспокойной мировой обстановки ХХ столетия. В итоге, несмотря на то, что Рахманинов дважды корректировал сочинение, Четвёртый концерт звучит гораздо реже своих предшественников. Однако при талантливом исполнении слушатели безусловно откроют для себя массу прекрасной музыки в этом первом зарубежном опусе композитора: яркую и романтичную тему первой части, богатое различными эмоциональными оттенками Largo, энергию быстрых пассажей и «острых» звучностей в финале.

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 был создан Сергеем Васильевичем Рахманиновым в 1909 году в благоприятнейший период жизни, когда все творческие сомнения остались позади, и композитор смело воплощал свои замыслы, сочиняя один шедевр за другим. Тема в духе старинных песнопений, открывающая Третий концерт, стала гениальной находкой Рахманинова: нечто исконно русское и архаичное слышится в этом одноголосном напеве, как будто сказитель-рапсод начинает неторопливое повествование. «Я хотел „спеть“ мелодию на фортепиано, как её поют певцы, — и найти подходящее, вернее, не заглушающее это „пение“ оркестровое сопровождение» — говорил о ней композитор.
Помимо дивной красоты мелодий, в Третьем концерте потрясает поистине грандиозный размах и монументальность богатейшей партии солиста. Рахманинов предельно насытил фортепианную строчку, наполнив кульминации «многоэтажными» аккордовыми наслоениями, от интенсивности и мощи звучания которых перехватывает дыхание. Блестяще сыграть Третий концерт — всегда вызов для пианиста, как бы виртуозно он не был оснащён. Это сочинение требует не только высочайшего технического мастерства, но сильного духа, способного выдержать напряжение от самой первой ноты до заключительного ликующего гимна, прославляющего победу прошедшего все испытания.

Наталья Рогудеева

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2017
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации