Дом офицеров Уссурийского гарнизона, Уссурийск

Вокально-симфонический концерт

Горними тихо летела душа небесами...


К 200-летию со дня рождения А. К. Толстого

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Cимфонический оркестр Приморской сцены Мариинского театра
Дирижёр — Антон Торбеев

ПРОГРАММА:

I отделение

Сергей Рахманинов (1873-1943)
Симфоническая поэма «Князь Ростислав» (1891)

Модест Мусоргский (1839-1881)
«Горними тихо летела душа небесами» (1877)

Ференц Лист (1811-1886)
«Не брани меня, мой друг» (1866)

Пётр Булахов (1822-1885)
«Колокольчики мои»

Александр Бородин (1833-1887)
«Спесь» (1885)

Николай Римский-Корсаков (1844-1908)
«Горними тихо летела душа небесами», соч. 27 № 1 (1882)
Трио «Стрекозы» для женских голосов в сопровождении оркестра, соч. 53 (1897)
«Не ветер, вея с высоты», соч. 43 № 2 (1897)
«Звонче жаворонка пенье», соч. 43 № 1 (1897)

Дмитрий Толстой (1923-2003)
Монолог и ария князя Серебряного из оперы «Князь Серебряный» (1993)

Антон Аренский (1861-1906)
«Горними тихо летела душа небесами», соч. 64 № 3 (1902)
Баллада «Волки» для голоса (баса) с оркестром, соч. 58 (1902)

II отделение

Пётр Чайковский (1840-1893)
«Горними тихо летела душа небесами», соч. 47 № 2 (1880)
«Серенада Дон Жуана», соч. 38 № 1 (1878)
«Средь шумного бала», соч. 38 № 3 (1878)
«Благословляю вас, леса», соч. 47 № 5 (1880)
Дуэт «Шотландская баллада: Эдвард», соч. 46 № 2
Дуэт «Минула страсть», соч. 46 № 5 (1880)
Дуэт «Шотландская баллада: Эдвард», соч. 46 № 2

Сергей Танеев (1856-1915)
Кантата «Иоанн Дамаскин» для смешанного хора и оркестра, соч. 1 (1883-84)

О концерте

Поэтическое творчество Алексея Константиновича Толстого (1817–1875) стало основой для многих музыкальных произведений русских композиторов. Широко известные и почти забытые романсы, симфоническая музыка и хоровая кантата будут исполнены в Уссурийске коллективом Приморской сцены Мариинского театра в честь 200-летия писателя.

«Толстой — неисчерпаемый источник вдохновения для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», — писал Пётр Ильич Чайковский в июне 1880 года, приступив к сочинению дуэта «Минула страсть». На слова Толстого написаны одни из самых популярных романсов композитора, среди них — тонкая психологическая элегия «Средь шумного бала». Её стихи родились после маскарада, на котором Алексей Константинович встретил свою будущую жену Софью Андреевну Миллер. Этой женщине, ставшей «артистическим эхом» Толстого, посвятил свой романс «Не брани меня, мой друг» легендарный пианист-виртуоз и композитор Ференц Лист. С русским писателем он познакомился в 1886 году в Риме и с тех пор стал одним из пропагандистов его творчества на западе.

Особое место вокальные произведения на слова А.К. Толстого занимают в наследии Николая Андреевича Римского-Корсакова. Прекрасная созерцательная пейзажная лирика поэта вылилась в такие музыкальные жемчужины, как «Не ветер, вея с высоты» и «Звонче жаворонка пенье», в которых образы природы тесно соединены с мыслями и чувствами героя.

Удивительным событием для меломанов станет знакомство с балладой Антона Степановича Аренского для баса с оркестром «Волки», которую композитор создавал в расчёте на исполнение Фёдора Шаляпина. По воспоминаниям современников, этот мистический сказ о волках-оборотнях в исполнении великого певца производил большое впечатление на публику, однако в настоящее время стал раритетом в концертных программах. Ещё одно открытие вечера — монолог из оперы «Князь Серебряный» на сюжет известного романа Алексея Константиновича. Композитор этого произведения Дмитрий Толстой — сын ещё одного писателя из рода Толстых — Алексея Николаевича.

Баллада А.К. Толстого «Князь Ростислав» легла в основу музыкального «сюжета» одноимённой симфонической поэмы Сергея Васильевича Рахманинова. В ней композитор изобретательно живописует оркестром, точно следуя за содержанием текста: мы слышим журчание реки, где лежит мёртвый князь, грациозный мотив окруживших его русалок, бурю в лесу и отчаянный зов Ростислава к родным и друзьям, который «не может долететь».

В качестве текста кантаты «Иоанн Дамаскин», часто называемой «русским реквиемом», Сергей Иванович Танеев использовал фрагмент одноимённой поэмы Толстого, представляющий собой размышления византийского монаха VIII века о смерти. В первой части кантаты («Иду в неведомый мне путь...») воплощены волнение и трепет человека перед уходом из жизни. Маленьким островком покоя и света становится проникновенная молитва «Но вечным сном пока я сплю...», за которой следует драматичная картина Апокалипсиса («В тот день, когда труба...»), подводящая итог этого монументального лирико-философского шедевра.

Наталья Рогудеева

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)