Владивосток, Приморская краевая Филармония

Страдивари-ансамбль Мариинского театра

Лауреат XIV Международного конкурса
им. П.И. Чайковского
Найджел Армстронг (скрипка, США)

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Найджел Армстронг (скрипка, США) — лауреат XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Тимур Мартынов (труба, Россия)
Сергей Редькин (фортепиано, Россия)
Страдивари-ансамбль Мариинского театра
Дирижёр — Павел Смелков

В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт
Дивертисмент для струнного оркестрa фа мажор, KV 138

Джон Корильяно
Stomp для скрипки соло

Астор Пьяццолла
«Времена года в Буэнос-Айресе» (переложение для скрипки и струнного оркестра Леонида Десятникова)

Петр Чайковский
Серенада для струнного оркестра до мажор, соч. 48

Дмитрий Шостакович
Концерт для скрипки с оркестром № 1, ля минор

О концерте

Сюита Астора Пьяццоллы «Времена года в Буэнос-Айресе» сложилась по счастливому стечению обстоятельств. В 1965 году было написано «Лето в Буэнос-Айресе», для спектакля по пьесе Альберто Муньоса «Золотые волосы». В 1969–1970 годах Пьяццолла постепенно добавил «Осень», «Весну» и знаменитую «Зиму». Четыре времени года в южном полушарии опрокинуты: зима жаркая, лето холодноватое. Весна и осень выражены неярко, да и вообще аргентинские сезоны отличаются друг от друга не так сильно, как отличаются двенадцать месяцев в нашем климате — и в музыке Чайковского. Все же «Времена годы» Пьяццоллы у нас прижились, как родные. Эти танго, то меланхоличные, то агрессивные, полны романтики. В них есть герой, сильные эмоции и ощущение свободной импровизации — все, как в цыганской традиции. При этом у сочинений Пьяццоллы хороший «запас прочности», непростая композиторская техника, замешанная на классике и джазе. Пьяццолла написал эти танго для своего квинтета, а играют их самыми разными составами, но обычно лидерство за струнными инструментами.
В свое время стиль «новое танго» на родине композитора восприняли в штыки. Сегодня танго и бандонеон (разновидность гармони, с которой Пьяццолла объехал весь мир) стали символами Аргентины, потеснив гаучо, пончо и пампасы.
Анна Булычёва

Серенада для струнного оркестра до мажор (1880) Петра Чайковского принадлежит к числу известнейших произведений композитора. Сочиняя ее, Чайковский опирался на образцы XVIII века (сам он писал: «В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту; это намеренное подражание его манере, и я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца») и на опыт своих современников, из которых ему был особенно близок венгерский композитор Фридрих Роберт Фолькман.
В первой части присутствуют характерные черты инструментального письма начала XVIII столетия и моцартовской эпохи. Вторая часть — вальс — традиционный для серенады знак обращения к бытовому жанру (в XVIII веке это был менуэт). Элегия (третья часть) имеет отчетливо вокальную природу: аккомпанирующие голоса трактованы как хор, а основная напевная мелодия — это, конечно, романс; гениальная «песня без слов» в ряду других, созданных Чайковским. С еще одним типом бытовой музыки мы встречаемся в финале, тема которого – русская плясовая песня «Под яблонькой». Так, в шедевре гениального композитора слились традиции двух столетий отечественной и европейской музыки.
Надежда Кулыгина

Об исполнителях

Страдивари-ансамбль Мариинского театра — коллектив музыкантов, играющих на старинных и уникальных по звучанию струнных инструментах, созданных величайшими итальянскими мастерами. Ансамбль был основан в 2009 году по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева. В настоящее время в состав коллектива входит более 20 человек. Все они – лучшие исполнители, ведущие солисты Симфонического оркестра театра. Каждый из инструментов, на которых играют музыканты Страдивари-ансамбля, является шедевром со своей собственной историей, полной удивительных событий. Популярные и всеми любимые классические произведения в их исполнении звучат совсем иначе, чем обычно в концертах, благодаря красивейшим тембрам работ Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Гофриллера.

Творения Николо Амати, одного из основателей знаменитой кремонской школы, отличает нежный, очень певучий тембр. Этот мастер создал оригинальную модель «Гранд Амати», которая сохранила «фирменную» мягкость звучания, но обрела более богатый и глубокий тембровый колорит. Сейчас подлинных работ Николо Амати осталось крайне мало, и все они ценятся чрезвычайно высоко. Гениальный ученик Амати, Антонио Страдивари, продолжил совершенствовать конструкцию творений своего учителя. Добиваясь самого певучего и гибкого звучания, он сделал форму инструментов более изогнутой, уделял много внимания их украшению. Величайшие работы так называемого «золотого периода» (1698-1725 гг.) отличаются великолепной отделкой и изумительным по красоте тембром, напоминающим нежный женский голос.

Среди инструментов Страдивари-ансамбля есть и образцы другого знаменитого ученика Амати – Джузеппе Гварнери по прозвищу дель Джезу. Звучание его творений отмечено особой силой и одухотворенностью, знатоками они ценятся даже выше, чем инструменты Страдивари. Так, любимая скрипка Паганини была от Гварнери: легендарный музыкант назвал ее «Пушка» (Cannone) за невероятную мощь звука. Работу Гварнери предпочитали Анри Вьетан (в настоящее время его скрипка является самым дорогим струнным инструментом с рекордной стоимостью в 18 миллионов долларов), Эжен Изаи, Фриц Крейслер.

Тембр инструментов Джованни Баттиста Гваданини – мастера, работавшего при дворах различных итальянских аристократов, − отличает исключительное благородство звучания. Особой ценностью обладают виолончели Гваданини, модель которых он разработал в процессе сотрудничества с блестящим виолончелистом Карло Феррари, одним из самых знаменитых виртуозов своего времени. Маттео Гофриллер, основатель венецианской школы смычковых инструментов, также наиболее прославился мастерством изготовления виолончелей. С виолончелью работы Гофриллера выступал Пабло Казальс.

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)