Владивосток, Приморская сцена, Малый зал

Бетховен. Брамс

Вечер немецкой камерной музыки


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Алиса Федоренко (сопрано)
Алексей Репин (баритон)
Павел Батян (скрипка)
Елизавета Сущенко (виолончель)
Ольга Крукович (фортепиано)
Марина Репина (фортепиано)
Андрей Иванов (фортепиано)

В ПРОГРАММЕ:
Людвиг ван Бетховен
Соната для скрипки и фортепиано № 9 ля мажор («Крейцерова»), соч. 47
«Измена» (Als die Geliebte sich trennen wollte), ст. С. Брейнинга, WoO 132
«Нежная любовь» (Zärtliche Liebe), ст. К.Ф. Геррозее, WoO 123 (ок. 1797)
«Сурок» (Marmotte), ст. И.В. Гёте, соч. 52 № 7
«Песня Мефистофеля о блохе» (Mephistos Flohlied), ст. И.В. Гёте, соч. 75 № 3

Иоганнес Брамс
«О вечной любви» (Von ewiger Liebe), ст. Й. Венцига, соч. 43 № 1
«Песня жаворонка» (Lerchengesang), ст. К. Кандидуса, соч. 70 № 2
«Серенада» (Serenade), ст. И.В. Гёте, соч. 70 № 3
«Речи девушки» (Das Mädchen spricht), ст. О.Ф. Группе, соч. 107 № 3
«Верба» (Maienkätzchen), ст. Д. Лилиенкрона, соч. 107 № 4
«Песня девушки “Вечерами за прялкой”» (Mädchenlied: `Auf die Nacht in der Spinnstub`n`), ст. П. Хейзе, соч. 107 № 5
Cоната для виолончели и фортепиано № 2 фа мажор, соч. 99

Ведущая — Елизавета Сущенко

О концерте

Будучи реформатором и революционером в крупных серьёзных музыкальных жанрах, Людвиг ван Бетховен не изменял себе, когда работал и с вокальными миниатюрами. Немецкому классику удалось разнообразить песенную лирику более сложными темами и подходами. Одними из самых известных стали вокальные опусы Бетховена на слова Гёте: популярнейший «Сурок», представляющий собою песню маленького шарманщика, выступающего с четвероногим питомцем, и комичная «Песня о блохе», рассказывающая об абсурдной дружбе короля с насекомым-паразитом.

Любовные перипетии в личной жизни композитора иногда связывают с обращением Бетховена к стихам Стефана Брейнинга в песне «Измена» о страданиях мужчины, которого бросила возлюбленная. В 1806 году, как раз когда он написал эту миниатюру, произошёл разрыв с графиней Жозефиной Дейм, с которой у Бетховена были романтические отношения. Иное настроение у более ранней песни «Нежная любовь» («Люблю тебя») — простая светлая мелодия выражает чувство спокойной радости, которое испытывает герой, думая о том, что всегда будет с любимой.

Свои песни Иоганнес Брамс часто называл «напевами», и это неслучайно. В своей песенной лирике композитор стремился к главенству именно вокальной партии, оставляя фортепиано роль аккомпанемента. Ещё одной чертой его обширного вокального наследия (более 300 песен) стала опора на национальные музыкальные фольклорные традиции — отсюда простота мелодий и часто куплетная форма. Однако как это зачастую бывает у творцов эпохи романтизма — их произведения не так просты, как может показаться, и столь же прекрасны, как и трагичны. Гармонии Брамса более неопределённы, как будто переливаются разными оттенками грусти и света. Например, «Песня жаворонка» полна неги и меланхолии, а не беспечности пасторали. Ещё один вокальный шедевр Брамса «О вечной любви» — тревожный диалог влюблённой пары: девушка убеждает сомневающегося юношу, что их любовь преодолеет все преграды. Знаменитая «Песня девушки» совсем не производит впечатления произведения «в народном духе» — её музыка полна утончённой элегичности.

Соната для скрипки и фортепиано № 9 ля мажор, соч. 47 Людвига ван Бетховена вошла в историю под названием «Крейцерова», поскольку композитор посвятил её французскому скрипачу Родольфу Крейцеру, об исполнительских и человеческих достоинствах которого имел весьма высокое мнение. Адресат тем не менее не оценил бетховенское творение и ни разу в жизни его не исполнил. Премьера сонаты, состоявшаяся в 1803 году, носила экзотический характер: партию фортепиано исполнял сам автор, а скрипичную партию — пользовавшийся известностью в то время виртуоз-мулат Бриджтауэр, сын некоего негра, выдававшего себя за абиссинского принца. Бетховен снабдил сочинение подзаголовком «в очень концертном стиле» — с полным правом он мог бы назвать её «в симфоническом стиле», так как грандиозная первая часть производит впечатление части симфонии, превращая дуэт исполнителей в захватывающий «поединок», требующий от обоих инструментов всех их ресурсов. Вторая часть — Andante с вариациями — снова соревнование, но совсем другого рода: скрипка и фортепиано оспаривают друг у друга превосходство в тонкости и мастерстве рисунка, в лёгком, полётном движении сплетая ажурную музыкальную ткань. Финал сонаты — стремительная тарантелла, в которой господствует радостное настроение, стихия танцевальности и юмора.
Популярности Крейцеровой сонаты способствовала одноименная повесть Л. Толстого. В ней писатель назвал Andante «прекрасным, но обыкновенным, не новым», вариации «пошлыми», а финал «совсем слабым». Однако о первой части он написал так: «Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки». Позже Лев Николаевич изменил своё нелестное мнение о второй и третьей частях. Из «Бесед с Толстым» пианиста Гольденвейзера известно, как растерялся писатель, услышав сонату через несколько лет после опубликования повести. Он, казалось, сам мог едва поверить в то, что приписывал когда-то этой музыке.
Надежда Кулыгина

Вторую сонату для виолончели и фортепиано Иоганнес Брамс написал по просьбе виолончелиста Роберта Хаусмана. Композитор работал над новым сочинением летом 1886 года в швейцарском городке Тун. Осенью он «собирал урожай» — исполнял в Вене написанное за лето. 24 ноября соната была исполнена (ещё по рукописи) в Малом зале Венского музыкального союза. Партию виолончели играл Хаусман, партию фортепиано — автор.
Первая часть сонаты поражает мудрой экономией, секретом которой Брамс овладел в поздние годы. В её основе лежит мотив из двух звуков, из которого, как из зерна, вырастают обе темы — и главная, и побочная. Вторая часть — возможно, то самое загадочное Adagio affettuoso, которое Брамс более двадцати лет назад исключил из Первой виолончельной сонаты и теперь вернул из небытия. В начале финального Allegro molto Брамс неожиданно переключает внимание на пианиста, поручая фортепиано почти оркестровую фактуру. Начальная тема финала родственна главной теме последней части Первой симфонии Брамса — только музыка здесь скромнее по масштабу и не лишена юмористических штрихов.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)